С конца 1950-х годов, когда в стране начала разворачиваться широкомасштабная хрущёвской антирелигиозной кампании в среде верующих стало расти недовольство уступками государству руководителей ВСЕХБ.
Особенное возмущение вызвали принятые под нажимом государства два нормативных документа жестко ограничивающих жизнь поместных церквей: «Новое положение ВСЕХБ» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», которые очень жестко ограничивали жизнь местных общин ЕХБ.
Эти документы привели к открытому выступлению внутрицерковной оппозиции, которую возглавили А. Ф. Прокофьев, Г. К. Крючков, Г. П. Винс и другие. В соответствии с действующим советским законодательством они организовали "Инициативную группу" по созыву съезда представителей поместных церквей ВСЕХБ (такой съезд не проводился с 1944 года).
25 февраля 1962 года «Инициативная группа» была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ. Движение инициативников (как их тогда называли) поддержала значительная часть поместных церквей. Точных данных о численности участинков движения нет. По оценке советского религиоведа Л. Н. Митрохина, оно составляло 20-30 тысяч человек.[1]
В 1963 году руководство СССР, встревоженное размахом протестного движения, дало разрешение на проведение ВСЕХБ съезда поместных общин. Представителей Оргкомитета пригласили на съезд, однако они проигнорировали приглашение и позднее не признали этого съезда. На съезде было принято решение об отмене двух документов ВСЕХБ, вызвавших волну возмущения.
В 1964 году вышло издание Оргкомитета "Общие понятия о святости и освящении", основной идеей которого стало "отделение от мира", которое в общинах трактовалось как полное неприятие светской культуры и литературы и вообще враждебность по отношению ко всему "мирскому". После выхода издания в общинах началась компания "освящения" в рамках которой каждый верующий на богослужебном собрании должен был засвидетельствовать свое "отделение от мира" и "вручение себя Богу" путем публичного исповедания грехов и покаяния. Если община оценивала слова верующего как неискренние, на него налагали взыскание - вплоть до отлучения.[2]
В сентябре 1965 года, Оргкомитетом было принято решение о создании альтернативного ВСЕХБ объединения церквей - Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ).
В 1960-х годах власти стали выборочно регистрировать общины, входящие в СЦ ЕХБ, но как "автономные". Это ставило их в более выгодные условия, чем нерегистрированные церкви. Руководители СЦ ЕХБ (Г. К. Крючков и Г. П. Винс) вели переговоры со светскими властями о регистрации самого Совета церквей, но получали неизменный отказ (однако на сами переговоры власти шли с удовольствием, поскольку они дискредитировали руководителей инициативников в глазах верующих). [3]
На фото Богослужение Владивостокской церкви евангельских христиан-баптистов на развалинах Дома молитвы, незаконно снесенного городскими властями в 1959 году
В ответ руководством СЦ ЕХБ было принято решение о принципиальном отказе общин от регистрации (современными историками СЦ ЕХБ это решение преподносится как изначальное).
На проятжении всей истории СЦ ЕХБ попытки руководителей ВСЕХБ разрешить конфликт и воссоединить разделенное братство ЕХБ руководителями СЦ ЕХБ отвергались с самого начала.
С середины 1960-х годов Совет церквей ЕХБ наладил регулярный выпуск журналов, а затем и Библий, песенных сборников и другой духовной литературы. В 1971 году СЦ ЕХБ создало нелегальное издательство "Христианин", которое печатало духовную литературу на сравнительно высоком полиграфическом уровне.
СЦ ЕХБ не было признано со стороны советских властных структур и его участники подвергались репрессиям, включавшим в себя осуждение к лишению свободы, применение административных арестов и штрафов, увольнение с работы. Имели место факты лишения родительских прав за воспитание детей в религиозном духе. Собрания, проводимые нерегистрированными общинами, разгонялись, молитвенные собрания, дома верующих, которые они предоставляли для проведения богослужений, конфисковались. Преследования начались с 1961 года и продолжались вплоть до конца 80-х гг., с особенным ужесточением с конца 70-х — начала 80-х гг.
Динамика арестов евангельских христиан-баптистов такова: за десятилетие с 1961 по 1970 гг. были арестованы 524 человека. В 1971 году было 48 арестов, в 1972 — 53, в 1973—1975 гг. — 70. На 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, к маю 1982 года их стало 158, что составило половину всех находившихся тогда в заключении «за веру».
Л. Н. Митрохин отмечает, что при безусловной бесцеремонности и жесткости представителей власти в преследованиях верующих, нередко лидеры и активисты СЦ ЕХБ сами провоцировали эксцессы и столкновения.[4]
После распада СССР Союз церквей ЕХБ сохранил единство на постсоветском пространстве и впоследствии был переименован в Международный союз церквей ЕХБ, объединяющий евангельских христиан-баптистов стран СНГ, Прибалтики, а также в эмиграции (США, Канада).
Общины МСЦ ЕХБ и сегодня не принимают государственную регистрацию.
15 июля 2007 года в городе Туле на 81-м году жизни, после перенесенного за полтора года до этого инфаркта скончался руководитель Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов Геннадий Константинович Крючков[5].
В январе 2008 года Совет церквей назначил временно исполнять обязанности председателя Николая Степановича Антонюка, представлявшего Кавказское объединение МСЦ. 10 октября 2009 года он был избран председателем в ходе 6-го съезда МСЦ ЕХБ.[
Источник: baptistru